МОЙ ОТЕЦ —
ХУДОЖНИК АРОНОВ
Вадим Львович Аронов
Эта аура поддерживается не только воспоминаниями, но и отцовскими произведениями, которые смотрят на меня со стен моего жилища.
Художник Л.И.Аронов родился в 1909 году, умер в 1972 году. В нынешнем 2009 году ему исполнилось бы 100 лет. Далее пойдет речь об определенных вехах в жизни художника, я попытаюсь назвать некоторые особенности его творчества. Это будет мое личное понимание, не претендующее на окончательную истинность.
Родился Лев Ильич Аронов в городе Гомеле в семье железнодорожного служащего. Он рано потерял мать. Учился и воспитывался в интернате при Гомельской опытной школе. Очень рано осознал свое призвание и боролся за него. В 1925 – 29 годах учился в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (ранее это было известное «Училище поощрения художеств»). В 1929 – 30 годах учился в Ленинграде на ИЗО-курсах, затем недолго преподавал рисование в школе в городе Миасс на Урале.
«Холодно». г. Миасс. 1931. Бумага, акварель. 8х10
На картине «Материнство» - моя мать с новорожденной сестрой Валерией. Эта работа экспонировалась на нескольких выставках, была отмечена в прессе.
Материнство. 1938. Холст, масло. 62х80
Это был единственный способ прокормить семью, когда художнику был приклеен ярлык -«злобствующий эстет».
Несмотря на все проблемы, отец не был критиком политической системы. Он, как я понимаю, принимал общие коммунистические идеи, не задумываясь особенно об их утопичности. Помню его длительную работу над картиной «Карл Маркс с дочерью», это не была навязанная тема. Писал он и орденоносных рабочих, ездил для этого в официальные командировки, однако у него получались не шаблоны для подражания, а живые люди. Возвращаясь к биографии, надо сказать, что худшие времена преследования со стороны партийных функционеров были позже, после войны, во времена борьбы с формализмом в искусстве и с космополитизмом. А перед войной были две успешные выставки и несколько очень плодотворных командировок. Одна из командировок - в Калмыкию в 1940 году. Калмыцкие этюды открывают значительный раздел отцовского наследия, посвященного эмоциональному осмыслению культуры, быта и окружающей природы других народов России: калмыков, ингушей, чеченцев, чувашей и др.
Именно в этот период к отцу подкралась тяжелая болезнь – язва желудка.
Началась война. В первые же дни войны отец вместе со своим другом, замечательным художником Львом Зевиным, записались добровольцами в ополчение и отбыли на место службы где-то под Ржевом.
Калмык с пиалой. 1940. Холст, масло. 40х32,5
Из карманного блокнота «Бойцы отдыхают».
1941 г. Карандаш, бумага.
Послевоенные годы были особенно трудными, однако в 1949 году благодаря вмешательству врачей, ценивших талант художника, удалось провести сложную операцию, которая оказалась удачной и вернула отца к активной творческой работе. После наступления «оттепели» творчество отца вновь стало востребовано. Появились договора на работу, художник получил мастерскую, одну на двоих – вместе со своим давним другом Михаилом Добросердовым. Это произошло в 1956 году.
Трудился отец, как всегда, без выходных дней и без отпусков. Значительное место в его жизни занимала студия рисунка на квартире художницы И.А. Жданко в Староконюшенном переулке. В этой студии, функционировавшей еженедельно в течение многих лет, объектом постоянного изучения было обнаженное человеческое тело. Впрочем, занятия были чем-то большим, чем технический тренинг. Студия стала местом общения, давала возможность реализации новых идей и их моментальной апробации. О студии в Староконюшенном переулке написана книга художником В.Е. Цигалем.
«Сидящая обнаженная». 1960. Карандаш, бумага.
В конце жизни отец стал активным членом «Общества охраны памятников искусства». Он был одним из активных организаторов выставок произведений на эту тему. В его собственном творчестве монастыри, музеи, деревенские церкви были всегда объектами живописных размышлений и поисков. Часто природа – деревья и кусты - оказывались впереди, а сам памятник - на заднем плане. Это характерное для отца видение темы. Лев Аронов оставил много портретов рабочих, колхозников, писателей, своих коллег художников. Мне по личным воспоминаниям особенно дороги портреты его друзей: художника Л.Писарева и скульптора Недельмана, писателей: А.Бека – автора повести «Волоколамское шоссе», Г.А.Федосеева, Вл.Солоухина.
Также можно выделить так называемую «индустриальную тему», которая составляет заметную долю отцовского наследия. Это плоды многочисленных командировок. Такая тематика очень занимала отца, он не теоретизировал по этому поводу, а я был слишком молод, чтобы обсудить с ним при его жизни эту проблему. Теперь я думаю, что эстетическое сопоставление образов живой природы и образов рукотворных сооружений, будь то промышленное сооружение или архитектурный памятник, становилось новой задачей живописи.
Могила Борисова-Мусатова. Таруса. 1966. Картон, масло. 48х69
Весеннее утро. Умирающий раб. 1938. Холст, масло. 60,5х40
Девочка в черной шубке. 1960. Картон, масло. 70,5х50
Валюш. 1950. Бумага, карандаш. 27х38,5
Значительная часть творческого наследия Льва Аронова – пейзажи. Большинство из них – быстрые этюды с натуры. С одной стороны, живописное состояние в природе очень изменчиво; с другой стороны, быстрое исполнение - это способ реализовать тот творческий импульс, который испытывал художник.
Отец называл себя реалистом, хотя в поисках выразительных средств он впитал в своем творчестве элементы многих живописных направлений от импрессионизма до современного ему футуризма. При всем том мне представляется, что свои пейзажи отец наполнял еще некими персонажами, придавая им какие-то человеческие черты, лучше сказать, черты и пластику живых существ. Эти персонажи испытывают взаимное притяжение, иногда – смятение, иногда – зачарованное оцепенение… К этому примыкает стремление противопоставить или, напротив, сблизить природные и рукотворные персонажи: избы, вышки, лодки, линии электропередачи и т.д.
Хочу закончить пейзажный раздел собственным стихотворным этюдом:
Дом и ветлы. 1957. Kартон, масло. 21,5x27,5
Крыша избы
за урезом бугра
Облако, столб
и девица-ветла.
Жизни единство
звенит как струна.
Масло, картон,
снизу – росчерк отца.
Дети. Поселок Цалан-Аман. 1963. Kартон, масло. 50x70
Калмыкия,
солнце,
песок двора…
Дети и куры
в тени крыльца…
Пусть жизни изнанка –
Лишь ткань холста…
Солнце Калмыкии
слепит глаза.
Картина «Шкаф с косой доской» - интерьер северной избы. Картина вызывает у моих дочерей ностальгию по ярославской деревне, где они жили в детстве у очень близкого человека.
Шкаф с косой доской. 1971. Картон, масло. 66х50
Старые уральские домны. 1958. Холст, масло. 98х119
Отцовский сюжет
царапает взгляд.
Солнце за рощей,
как глаз Полифема.
Стволы оплывают,
в сиянье попав,
Все, что не солнце, -
статисты на сцене.
Солнце сквозь стволы. Меллужи. 1962. Kартон, масло. 22x32,5
Мне уж нельзя оглянуться назад,
Тянет в жерло без надежд на спасенье,
Но раньше померк лучезарный свет
И стал как кровавое истеченье.
Отец не увидел здесь крови и слез.
Этюд – торжествующее единенье
Себя и природы без выспренных поз.
Не в этом ли счастье,
не здесь ли прозренье?
2009